Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Проблема, успешному решению которой должно способствовать научное общество учащихся, представляется важной не только для системы образования, но и для общества в целом. В настоящее время конкурентоспособность национальных экономик на мировом рынке все в большей мере зависит от достижений в области передовых технологий, которые в свою очередь требуют интеллектуальной инфраструктуры, гарантированного обеспечения квалифицированными специалистами. Необходимость создания адекватных условий для развития талантливой молодежи диктуется осознанием того факта, что возникновение демократических институтов и жизнь в условиях открытого общества невозможны без наличия компетентных, талантливых, неординарно мыслящих людей.
Создание «НОУ» позволяет одаренным учащимся:
1) попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности;
2) раскрывать свой талант и раньше найти себя;
3) воспитывать преданность науке, чтобы от множества многочасовых занятий, дискуссий, экспериментов, консультаций получать удовольствие;
4) развивать:
- незаурядные человеческие качества, чтобы достойно сотрудничать с другими детьми;
- доброжелательность и чуткость;
- широкий круг интересов и умений;
- живой и активный характер;
- чувство юмора;
- готовность к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
- творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
- хорошее здоровье и жизнестойкость;
- эмоциональную стабильность;
- компетентность.
1. Общее положение
1. НОУ -
добровольное творческое формирование
подростков лицея, стремящихся
совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и
производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки
учебно-исследовательской, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной
деятельности под руководством ученых, педагогов, инженеров и других
специалистов. Деятельность НОУ осуществляется на основе действующего Устава
лицея
и настоящего Положения.
2. Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет руководитель научного общества, курирует работу НОУ заместитель директора лицея по научно-методической работе,
3. Положение о научном обществе рассматривается на заседании координационного совета научного общества и принимается общим собранием членов НОУ. Собрание - это высший орган НОУ. Собрание проводится в начале учебного года (примерно в октябре) и только после того, как в лицее изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности. На общем собрании утверждается совет НОУ, в который входят представители каждой секции, определяется состав каждой секции, утверждается название лицейского НОУ, план его работы на год, принимаются эмблемы и девиз.
Общее собрание НОУ проходит два раза в год. Заседание координационного совета НОУ - 1 раз в 2 месяца. Научно-исследовательская конференция лицея проходит 1 раз в год в апреле.
2. Цели и задачи научного общества учащихся
Цель: выявление, воспитание и поддержка одаренных детей и подростков.
Задачи НОУ:
3. Содержание и формы работы
4. По итогам работы в НОУ учащиеся представляют творческие отчеты за конкретный период времени. Формы отчетов могут быть различными:
4.Координационный совет
В координационный совет входят методисты секций и представители учащихся от каждой секции. В задачи координационного совета входит:
Заседание координационного совета НОУ проводятся 1 раз в 2-3 месяца.
В сентябре составляется план работы НОУ на год.
5. Планирование работы научного общества
Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование работы научного общества учащихся.
План научного общества учащихся включает следующие разделы:
1. Заседания координационного Совета научного общества учащихся.
2. Познавательно-коммуникативная работа с членами НОУ.
3. Научно-исследовательская деятельность.
4. Творческая деятельность.
6. Устав научного общества
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик 2-11 класса, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
2. Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
3. Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительное право на защиту учебно-исследовательской работы на экзамене в 9 и 11 классах в период итоговой аттестации по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.
4. Педагог - руководитель научной работы
учащегося, которая получила
высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.
7. Общие требования к творческим работам
1. Научно-исследовательскими, поисковыми и рационализаторско - изобретательскими работами в НОУ считаются следующие:
2. К работе должны прилагаться список использованной
литературы,
рисунки, чертежи, фотоснимки, карты,
графики, а также рецензия научного
руководителя.